4.9 Фальшивая интонация

Положение рта в пении, работа челюстей, языка, мягкого нёба и гортани, мышечная закрепощенность, артикуляция связаны с чистотой интонации. Несогласованность в работе всех частей организма, принимающих участие в голосообразовании – причина нечистой интонации; поэтому верно поступают педагоги, которые в процессе обучения гармонически развивают одновременно и дыхание, и резонаторные ощущения, и работу гортани, дикцию, музыкальность и фразировку.

Одной из причин нечистой интонации можно назвать пение не на опоре. Даже если на центральном участке диапазона голоса ученик старается интонировать верно, то, как правило, интонация в более высокой тесситуре может быть фальшива. Так как, например, у сопрано ре второй октавы потребует необходимых технических приемов и, прежде всего, более глубокой и крепкой опоры дыхания, умения петь с использованием резонаторных ощущений, приближать и прикрывать звук.

Нечистой интонация в пении может становиться при переходе с одного гласного на другой. Для устранения этой причины необходимо обратиться к упражнениям, выравнивающим произношение разных звуков.

В результате неверной работы дыхания, при отсутствии навыков пользования резонаторными ощущениями, при наличии разного рода зажимов возникает пение в так называемой низкой позиции, которое также отрицательно сказывается на чистоте интонации.

Детонация возникает у певца и при фонастении, являясь одним из главных симптомов в нарушении работы связок. В этом случае требуется наблюдение врача и режим отсутствия голосовой нагрузки.

В условиях экзамена или при публичных выступлениях ученик, который в классе поет всегда чисто, также может начать нечисто интонировать. Причина этого явления кроется в волнении, которое нарушает нормальную работу дыхания, и в акустике незнакомого помещения, затрудняющей контроль над мышечными ощущениями. В результате неопытный певец начинает фальшивить. Этот дефект интонации можно снять увеличением числа выступлений и обучением ученика управлять своим нервно-психологическим состоянием перед концертом или экзаменом.

Следует заметить, что каждый дефект встречается не в одиночку, а потому причины его возникновения определяются довольно сложно.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразования, приводит к отклонениям от идеального голоса, к которому стремится обучающийся. Вокальный слух педагога и собственное понимание проблем голосоведения помогут верно выявить причину дефекта и найти пути его исправления.

<