4.6 Сип

Сип, или как еще говорят "песок", в голосе появляется, к сожалению, не так уж редко. Нечистый, стертый тембр может быть обретен в результате неверной эксплуатации певческого аппарата. В книге "Формирование голоса певца" С.П. Юдин пишет: "Старики" правильно говорили, что не следует насильно подтягивать голос певца к той или иной вокальной партии. Напротив, нужно каждую партию подтягивать к голосу, делать ее удобной для него. Не следует петь того, что не по голосу, потому что это разрушает полноценность голоса и пения. Все голоса индивидуальны: нужно освобождать, вскрывать природу голоса, не стремясь к не свойственным ей качествам. В этом высказывании определено сразу несколько причин осиплости:

  • во-первых, пение не своим голосом в том смысле, что тип голоса выявлен неверно или сам поющий считает себя обладателем несвойственного ему голоса;
  • во-вторых, пение не в своей тесситуре, что связано, конечно, с первой причиной;
  • в-третьих, пение не своего репертуара, что следует из двух вышеназванных причин;
  • в-четвертых, большая певческая нагрузка при не поставленном голосе.

Все это приводит к стиранию середины голоса, быстрому изнашиванию связок, которые рано начинают терять эластичность, а голос – красоту естественного тембра и силу. Последствия печальны: фонастения, хроническое несмыкание, болезни связок и всего голосового аппарата, потеря голоса.

Причиной сипа может быть и постоянное применение придыхательной атаки, то есть вялая работа связок и дыхания. Устранить этот вид сипа можно, прибегнув к твердой атаке, используя упражнения на стаккато с пропеванием этой фигуры сразу же на легато и обращая пристальное внимание на работу опоры дыхания.

Сип в голосе может быть слышен и в период физиологических изменений – таких, как мутация. В этом случае нужно сократить голосовую нагрузку или снять ее вовсе на время, рекомендуемое врачом-фониатором.

<