3.1 Классификация женских голосов

  • Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано
  • Лирическое легкое и крепкое сопрано
  • Лирико-драматическое и драматическое сопрано
  • Лирическое и драматическое меццо-сопрано
  • Контральто

Сопрано

В этой категории различаются: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое легкое, лирическое крепкое, лирико-драматическое и драматическое сопрано.

Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано.

(Условно: К и Л-К)

Это самые легкие и подвижные голоса. Диапазон К: до первой октавы – соль-диез третьей. Диапазон Л-К: до первой октавы – ми третьей. Нижняя квинта диапазона выразительна на пиано, а на форте здесь голос звучать не может. Рабочая середина – ми, фа первой октавы – фа, соль-диез второй. Оба типа можно назвать обладателями самых блестящих верхов, которые звучат чуть теплее у Л-К. Они легко справляются со всеми видами украшений, но для колоратуры это заложено в большей степени природой, а для Л-К имеет значение выучка. Этим голосам поручают образы молодых героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых, они могут выражать и беспристрастие, холод и даже жестокость. Драматические краски этим голосам почти не доступны: горе, страдание, жестокость они выражают лирическими средствами.

Оперный репертуар:

  • Царица ночи – Моцарт «Волшебная флейта» (К);
  • Джильда – Верди «Риголетто» (Л-К);
  • Джульетта – Гуно «Ромео и Джульетта» (К);
  • Эльвира – Беллини «Пуритане»;
  • Розина – Россини «Севильский цирюльник» (сейчас – К);
  • Филина – Тома «Миньон»;
  • Виолетта – Верди «Травиата» (сейчас – К);
  • Лакме – Делиб «Лакме» (К);
  • Шемаханская царица – Римский-Корсаков «Золотой петушок» (К);
  • Антонида – Глинка «Иван Сусанин» (Л-К);
  • Царевна-лебедь – Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (Л-К);
  • Оксана – Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»;
  • Шахсенем – Глиэр «Шахсенем»;
  • Людмила – Глинка «Руслан и Людмила» (Л-К);
  • Люба Шевцова – Мейтус «Молодая гвардия».

Для этих голосов написано много романсов, в том числе «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.

Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Соленкова (К), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Монсерат Кабалье (Л-К), Д. Сазерленд (Л-К).

Лирическое легкое (ЛЛ) и лирическое крепкое сопрано (ЛК)

Это также так называемые легкие голоса с теплым тембром, но с менее выраженной подвижностью. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, нижняя кварта убедительна в оттенках. Рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Для них в операх написаны партии героинь, обладающих внутренней силой, выдержанных в проявлении своих эмоций.

Оперный репертуар:

  • Микаэла – Бизе «Кармен» (ЛЛ);
  • Маргарита – Гуно «Фауст» (ЛК);
  • Дездемона – Верди «Отелло» (ЛК);
  • Эльза – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК);
  • Мими – Пуччини «Богема» (ЛЛ);
  • Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй» (ЛК);
  • Парася – Мусоргский «Сорочинская ярмарка»;
  • Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста» (ЛЛ);
  • Волхова – Римский-Корсаков «Садко» (ЛК);
  • Иоланта – Чайковский «Иоланта» (ЛК);
  • Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛК);
  • Прилепа – Чайковский «Пиковая дама» (ЛК).

Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.

Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.

Лирико-драматическое (ЛД) и драматическое сопрано (Д)

Драматическое сопрано – более сильный, мощный, большего наполнения по всему диапазону звучания голос по сравнению с ранее рассмотренными. Это – пожалуй, самый богатый по возможностям сопрановый голос, у которого ярко выражен контраст между пиано и форте, которому подвластны и лирические, и драматические краски. Лирико-драматическое и драматическое сопрано имеет такой же диапазон, как и предыдущие голоса, но более насыщенный тембр и разнообразие динамических оттенков в нижней квинте, на микстовом отрезке диапазона и в головном регистре. Кроме того, грудное звучание этих голосов сохраняется до более высоких нот. Диапазон: от до первой до до третьей октавы, рабочая середина – от фа первой до соль второй октавы. Лирико-драматическое сопрано может исполнять партии и лирического, и драматического плана, оттеняя в характере героинь те черты, те качества, которые позволит описать тембр голоса. В операх для этих голосов созданы образы героинь, полные страстей, коварства, переполняемые сильными чувствами, можно сказать, образы сильных личностей.

Оперный репертуар:

  • Турандот – Пуччини «Турандот» (Д);
  • Аида – Верди «Отелло» (ЛД);
  • Сантуцца – Масканьи «Сельская честь» (ЛД);
  • Тоска – Пуччини «Тоска» (ЛК, ЛД);
  • Горислава – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛД);
  • Ярославна – Бородин «Князь Игорь» (ЛД);
  • Наташа – Даргомыжский «Русалка» (ЛД);
  • Лиза – Чайковский «Пиковая дама» (ЛК, ЛД);
  • Кума – Чайковский «Чародейка» (ЛД);
  • Катерина – Шостакович – «Катерина Измайлова» (ЛД).

Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда – характерно-комических.

Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).

Обладательницы этих типов голосов: Мария Каллас (Д), Райна Кабайваньска (ЛД), Фелия Литвин (Д), Галина Вишневская (ЛД), Наталья Троицкая (Д), Любовь Казарновская (Д), Елена Иванова (ЛД), Галина Горчакова (ЛД), Джесси Норман (Д), Эва Мартон (Д), Тереза Стратас (ЛД), Лидия Абрамова (ЛД).

Лирическое (ЛМЦ) и драматическое (ДМЦ) меццо-сопрано

Первый из этих голосов больше тяготеет к сопрано, второй – к контральто. Насыщенность грудного регистра выше у драматического меццо, этот голос имеет и более плотную середину. Диапазон обоих голосов от ля малой октавы до ля второй, хотя встречаются и более низкие, и более высокие голоса. Среди образов – и кокетливые, коварные обольстительницы с ярким темпераментом, и юные девушки, готовые на совершение подвига, и герои-травести.

Оперный репертуар:

  • Полина – Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ);
  • Кармен – Бизе «Кармен» (ЛМЦ);
  • Миловзор – Чайковский «Пиковая дама» (ЛМЦ);
  • Весна – Римский-Корсаков «Снегурочка» (ЛМЦ);
  • Ганна – Римский-Корсаков «Майская ночь»;
  • Жанна д’Арк – Чайковский «Орлеанская дева» (ЛМЦ);
  • Золушка – Россини «Золушка» (ЛМЦ);
  • Зибель – Гуно «Фауст» (ЛМЦ);
  • Керубино – Моцарт «Свадьба Фигаро» (ЛМЦ);
  • Азучена – Верди «Трубадур» (ДМЦ);
  • Рогнеда – Серов «Рогнеда» (ДМЦ);
  • Марфа – Мусоргский «Хованщина» (ЛМЦ);
  • Любаша – Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Любава – Римский-Корсаков «Садко».

Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).

Контральто

Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.

Оперный репертуар:

  • Ульрика – Верди «Бал-маскарад»;
  • Ваня – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Ратмир – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Нежата – Римский-Корсаков «Садко»;
  • Кончаковна – Бородин «Князь Игорь».

Обладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория).

<