2.3 Динамическая характеристика певческого голоса

Сила голоса.

Сила любого звука (интенсивность) – это субъективное восприятие звукового давления, которое зависит от размаха колебательных движений источника звука, То есть от амплитуды колебаний. Соотношение между различными уровнями громкости называется динамикой.

Амплитуда колебаний источника звука не зависит от их частоты, но определяет силу звука. Например, если по струне фортепиано ударить молоточком слегка, а потом сильно, то высота звука не изменится. Изменится только размах вибраций струны, т. е. сила толчков, с которой струна будет давить на окружающие ее частицы воздуха. Таким образом, чем больше амплитуда колебаний частиц воздуха, тем громче нам будет казаться звук.

Сила голоса, так же как и высота, рождается в гортани на уровне голосовых складок и растет с увеличением силы подскладочного давления. Величина подскладочного давления рефлекторно влияет на степень смыкания голосовых складок. Чем больше его величина, тем плотнее они смыкаются, стремясь противостоять этому давлению. Чем с большим напором прорываются через голосовую щель порции воздуха, тем выше энергия, которую они несут, больше степень сгущений и следующих за ними разрежений, т. е. увеличивается амплитуда колебаний частиц воздуха и соответственно сильнее их давление на барабанную перепонку нашего уха. Таким образом, сила певческого голоса определяется величиной подскладочного давления.

У каждого певца имеется свой предел усиления звука за счет увеличения подскладочного давления. При пении на crescendo вначале между этими величинами устанавливается линейная зависимость — чем больше давление, тем громче звук. Но очень скоро наступает момент, когда, сколько бы ни напрягался певец, звук его голоса не будет усиливаться, пока не перейдет в крик, лишающий певческий голос всех его вокальных качеств.

С точки зрения физиологии голосообразования подскладочное давление регулируется непроизвольно, за счет рефлекторных перемещений диафрагмы и постоянно меняющихся объемов воздухоносных путей в соответствии с расположением артикуляционных органов при произношении различных фонем.

Предельная величина подскладочного давления зависит от общего физического и эмоционального состояния организма поющего, от работы его эндокринной и нервной системы, акустики помещения и других факторов.

С точки зрения психологии оно может меняться произвольно, в зависимости от намерения певца произвести громкий или тихий звук, от волевого посыла звуковой энергии в соответствии с исполнительскими задачами.

Для характеристики различных динамических градаций музыкальных, в том числе и певческих звуков у музыкантов приняты такие обозначения, f, mf, р, тр, и другие оттенки. В отличие от высоты, они не имеют абсолютной величины и являют собой понятия относительные. Интерпретация их значения зависит от особенностей нашего слухового восприятия и обработки этой информации нашим мозгом.

Особенности восприятия силы голоса на слух.

Наше ухо обладает различной чувствительностью к восприятию силы звука в зависимости от высоты тона. Звуки, имеющие одинаковую силу, но разные по высоте нам кажутся разными по громкости. Высокие звуки воспринимаются нашим слухом как более громкие, чем низкие, хотя по абсолютной силе звукового давления на самом деле они могут быть одинаковыми. Таким образом, сила и громкость звуков с точки зрения акустики не являются синонимами.

Для более точной оценки силы голоса, т.е. его абсолютной величины, в научных целях его принято измерять при помощи специального прибора – шумомера. Единицей измерения является децибел (дб).

Физиология слухового восприятия человека такова, что имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной высоты. Ученые измерили порог слухового восприятия человека на всем его диапазоне и определили его параметры.

Порог слухового восприятия — это такой уровень громкости, когда ухо человека его едва различает.

Усредненный порог слухового восприятия человека вычисляется на основе измерений порога слухового восприятия большого количества испытуемых с нормальным физическим и музыкальным слухом. Его можно отразить в виде графика:

Рис.11 График усредненного порога слухового восприятия человека.

Как видно из графика, порог слухового восприятия человека для каждой высоты тона имеет различную силу звука.

У каждого человека порог слухового восприятия имеет свои индивидуальные особенности, но проявляется и общая для всех закономерность, которая заключается в том, что наше ухо оказывается наиболее чувствительно к частотам от 1000 до 3000 Гц.

Итак, сила голоса меняется от целого ряда факторов: высоты тона, типа гласного, способа артикуляции, физического (работы эндокринной системы) и эмоционального состояния певца, степени озвученности резонаторов, вокальной техники и пр.

О выравнивании певческих гласных.

В вокальной педагогике особое внимание уделяется ровности звучания голоса на всех гласных, так как это является одним из основных признаков поставленного голоса. Именно поэтому выравнивание гласных — одна из важнейших задач в работе с певческими голосами. У опытного певца с хорошо поставленным голосом все гласные звучат одинаково не только по силе, но и по тембру. «Пестрота» звучания голоса, когда все гласные формируются по-разному, выдает неопытного певца.

У начинающих певцов одни гласные в тембральном и динамическом отношении звучат лучше, а другие хуже. В этом проявляется их индивидуальность. Задача учителя заключается в том, чтобы выявить у данного ученика хорошо звучащую гласную и по этому образцу выровнять все остальные, не допуская при этом грубого искажения их фонетической определенности.

«Выровнять» гласные – это значит, что певец должен стремиться сохранять по возможности тот артикуляционный уклад, который непроизвольно сложился на хорошо звучащей гласной, при пении всех других, т. е. научиться петь все гласные в одной вокальной позиции.

Певцы различают низкую или высокую вокальную позицию соответственно при наличии или отсутствии виброощущений в области маски.

С акустической точки зрения пение на высокой вокальной позиции сопровождается полноценным озвучиванием резонаторов, а на низкой – они могут не озвучиваться совсем. Это со всей отчетливостью отражается на тембровом звучании голоса.

С физиологической точки зрения «вокальная позиция» связана с относительной стабилизацией артикуляционного аппарата и положения гортани при пении различных гласных, что и является одним из условий выравнивания их звучания.

Задача выравнивания гласных связана не только с индивидуальными особенностями певцов, но и с жанровым направлением в вокальном искусстве. Поэтому решается она по-разному, в зависимости от специфики звучания голосов в соответствии со стилевыми традициями. Так, например, в академическом пении принято формировать прикрытое и округлое звучание голоса по образцу гласных о, у. В народном пении звучание голоса формируется по типу открытого гласного и, а в эстрадном — звукообраз исходит от открытого гласного э. Однако в концертной практике нередко можно встретить певцов, исполняющих народные или эстрадные песни в академической манере.

Для выравнивания гласных при пении на одной высоте певцу следует стремиться удерживать мягкое нёбо в одинаковом для всех фонем положении, а при пении гласных на разной высоте — по принципу: чем выше нота, тем выше нёбо. Только в этом случае можно избежать рефлекторного подъема гортани в связи с повышением тона и сохранить ее относительную стабильность при пении разных по высоте звуков.

В зависимости от расположения артикуляционных органов можно наблюдать рефлекторные перемещения не только гортани, но и диафрагмы. В этом и проявляется координация в работе голосообразующего комплекса, включающего в себя энергетическую, генераторную и резонаторную системы, т.е. дыхание, гортань и артикуляционный аппарат.

При пении поставленным голосом гортань и диафрагма соотносятся между собой как два конца одной пружины. Стабилизации положения гортани будет способствовать и соответствующее положение диафрагмы. Вот для чего во время фонационного выдоха необходимо стремиться к сохранению положения вдоха, что относится к сохранению вдыхательной установки, прежде всего диафрагмы, а следовательно и гортани.

Взаимосвязь громкости и высоты звучания голоса.

В певческом голосе существует рефлекторная взаимосвязь силы голоса и высоты тона. При повышении высоты голоса непроизвольно увеличивается и его громкость, и наоборот.

Эта же особенность голоса лежит и в основе исторически сложившейся эстетической закономерности исполнения музыкальной фразы и в вокальной, и в инструментальной музыке: движение мелодии вверх обычно сопровождается crescendo, а движение мелодии вниз — diminuendo. Впечатление об усилении звука при движении мелодии вверх может быть связано с самим фактом повышения высоты.

Физиологическая особенность нашего слуха проявляется в том, что к высоким звукам наше ухо более чувствительно, чем к низким. Поэтому если певец будет петь восходящий звукоряд с одинаковым усилием голоса, то слушателю будет казаться, что по мере повышения тона звук как будто усиливается. Благодаря тому, что он может произвольно менять громкость голоса, это впечатление можно еще и усиливать в известных пределах в связи конкретными художественными задачами.

Умение петь восходящий звукоряд, не усиливая голоса, т.е. петь высокие звуки без напряжения, так же легко и спокойно, как и примарные звуки в речевом диапазоне, является признаком правильной постановки голоса у певца.

<