2.2 Интонационная характеристика певческого голоса

Певческий звук как акустическое явление.

Под звуком в акустике понимается распространение колебаний в упругой среде. Звук голоса - это колебания частиц воздуха, распространяющиеся в виде волн сгущения и разрежения. Его можно сравнить с концентрическими волнами на воде от упавшего камня.

Когда человек говорит или поет, то его голос проходит не только по воздушным путям в наружное пространство, но и распространяется по внутренним мягким тканям организма, вызывая у певца ощущение вибрации в различных участках тела и особенно в области груди и головы.

Звуковые волны певческого голоса зарождаются в гортани в результате колебаний голосовых складок и распространяются концентрическими кругами во все стороны по тканям, окружающим гортань. Лишь частично они выходят в наружное пространство через ротовое отверстие. До уха слушателя доходит только 1/50 их часть.

Воздушные пути голосового аппарата покрыты мягкой слизистой оболочкой. Певцу при фонации необходимо сделать их более твердыми для того, чтобы усилить звучание голоса. Именно для решения этой задачи в процессе постановки голоса певца используются следующие вокальные приемы:

  • раскрытие крыльев носа (как будто принюхиваясь к приятным запахам);
  • ощущение мягкого нёба, как купола при зевке;
  • опускание корня языка вниз по вертикали вместе с гортанью, как при утрированном произношении гласного у;
  • раскрытие глотки по горизонтали, как при произношении гласного у;
  • глубокий, но умеренный по объему вдох на зевке при помощи диафрагмы, мышц живота, спины и пр.

Все эти движения направлены на растяжение мягких тканей слизистой оболочки воздушных путей голосового аппарата, чтобы сделать их более упругими, с целью повышения звуковой энергии голоса.

Главное состоит в том, чтобы певец смог запомнить и зафиксировать в своем сознании положение артикуляционного аппарата, стремясь сохранить его и во время пения, – в этом и заключается сущность постановка голоса.

Особое значение в этом процессе имеет стабилизация положения гортани в пении. Независимо от вокальной задачи (типа гласного или смены высоты тона) гортань при пении не должна перемещаться. Этому способствуют сохранение положения вдоха на уровне диафрагмы и оптимальная активность мышц всего тела за счет определенной певческой установки.

Степень активности голосообразующей системы зависит от мышечного тонуса всего тела. В этом проявляется физиологический закон существования межмышечной координации в целостной системе организма человека. Вот почему петь стоя легче, чем сидя в расслабленном состоянии. Этим же объясняется и необходимость соблюдения особой певческой установки, которая способствует сохранению мышечной активности всего тела при пении.

Повышение эффективности звуковой энергии певческого голоса в большой степени связано с работой резонаторной системы. Резонирование голоса является наиважнейшим элементом качества певческого тона. Однако в процессе фонации резонаторы могут озвучиваться недостаточно или вовсе не включаться. Полноценное резонирование также зависит от мышечной активности голосового аппарата и особенно от упругости стенок речевой тракта и трахеи.

Певец должен запомнить это ощущение «резонирования». Для этого в вокальной практике существуют специальные приемы:

  • пение закрытым ртом при определенном положении артикуляционных органов (зубы расцеплены, постоянное ощущение скрытого зевка);
  • губы, собранные в трубочку, сомкнуты слегка, но значительно выдвинуты вперед;
  • пение в наклоненном положении.

Высота звука.

Высота звука – это субъективное, условное восприятие частоты колебательных движений источника звука. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше нам кажется звук.

Повышение частоты колебаний источника звука связано со степенью активного натяжения голосообразующих мышц.

Натяжение голосовых складок совсем не говорит об их зажатом состоянии – это их разные состояния. При правильном пении натяжение голосовых складок, которое певец не должен ощущать, создается в результате рефлекторного взаимодействия различных мышц гортани, которые пытаются компенсировать давление подскладочного воздуха, идущего из легких. Напряжение, которое приводит к зажатости голосовых складок, создается в результате использования мышц, лежащих вне гортани, в попытке сжать их вокруг нее, чтобы контролировать высоту и интенсивность

При неправильном положении тела во время пения, усталости или при плохом настроении мышечная система человека может самопроизвольно расслабляться — в этом проявляется защитная реакция организма. В результате наблюдается нарушение чистоты интонирования.

Качество интонирования во многом зависит от состояния мышц всего организма поющего человека. Активность мышц связана с правильной певческой установкой. Значительную роль при этом играют положительные эмоции при пении, от которых во многом зависит мышечный тонус всего тела и голосового аппарата певцов.

Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем тоновые звуки, имеющие определенную высоту, и шумы, неопределенные по высоте. Все музыкальные звуки являются тоновыми, так как имеют четко выраженную ноту. Тоновые звуки получаются тогда, когда источник колебаний производит периодически повторяющиеся движения с определенной частотой.

Шумы представляют собой непериодические колебания и потому не имеют определенной высоты.

В голосовом аппарате человека в речи и пении возникают как тоновые, так и шумовые звуки. Все гласные звуки имеют тоновый характер, а глухие согласные — шумовой. В самом деле, если прислушаться к звучанию таких согласных, как с, п, ч, ш, то легко можно определить их шумовую природу.

Гортань — место в голосовом аппарате, где зарождается качество высоты звука. Голосовые складки человека — источник звука, и высота голоса определяется частотой их смыкания. Других механизмов, которые могли бы изменить высоту после ее рождения в гортани, не имеется.

Особенности восприятия высоты звука слухом человека.

Наше ухо имеет свои особенности восприятия высоты звуков. Одна из них заключается в том, что далеко не всякую частоту оно способно услышать и различить. У слухового восприятия есть ограничения в диапазоне частот от 16 до 20 000 Гц. Частоты, лежащие за пределами этого диапазона выше и ниже, соответственно называются инфра- и ультразвуками, которые наше ухо не слышит. Однако воспринимаемый нами диапазон намного превышает диапазоны певческих голосов: низкие ноты баса, например ре-бемоль большой октавы, — 60-70 Гц, а высокие ноты сопрано — ре третьей октавы — 1200-1300 Гц,

Люди, отличающиеся друг от друга своеобразием слухового восприятия, по-разному дифференцируют точность интонации певца, т.е. воспринимают высоту звука с различной точностью. Это зависит от качества музыкального, в частности звуковысотного слуха, который по своей природе может быть абсолютным или относительным.

У людей с абсолютным слухом очень быстро устанавливается слуховая память на раздражение звуком той или иной высоты, которая закрепляется за названием определенной ноты. Ноты могут определять и люди с относительным слухом, которые слышат их как ступени лада. Однако как у тех, так и у других проявляется еще одна особенность слуха: зонная природа восприятия высоты. Таким образом, абсолютный слух на самом деле не является абсолютным, а тоже имеет зонную природу.

Наш слух воспринимает как одну и ту же высоту звуки, имеющие на самом деле разную частоту в пределах какой-то полосы частот или зоны. Ширина этой полосы (или зоны частот) для отдельных людей имеет разные параметры. И естественно: чем она уже, тем тоньше звуковысотный слух человека. У высококвалифицированных музыкантов ширина этой зоны частот колеблется в пределах 1/8 тона или 25 центов. У каждого музыканта свой порог различения высоты тона, который в результате тренировки может совершенствоваться.

<