1.4.3 Атака звука

Атака (да. attaque - нападение) - в вокальной методике означает начало звука, т.е. начальный момент взаимодействия голосовых связок и дыхания.

Выделяют следующие типы атаки звука:

очень твердая (взрывная) сильный толчок подскладочного воздуха рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее и глубже;

твердая - подскладочный воздух под действием избыточного давления прорывает плотно сомкнутые голосовые складки и заставляет их колебаться большей своей массой.

мягкая - относительно легкое соприкосновение голосовых складок в момент возникновения звука;

очень мягкая (придыхательная) - возникает при неполном смыкании голосовых складок, между которыми в первый момент проходит какая-то порция воздуха.

Какой-либо единственно правильной атаки звука нет и не может быть, так как есть много способов начала звука, диктуемых характером исполняемого произведения. Однако атака звука с сильным продыхом сама по себе вредна для голоса и ею следует пользоваться, по возможности, реже и очень осторожно. Иногда она требуется по ходу эмоционального настроя характерных партий в русских операх или драматических партий, особенно в операх веристов (Леонкавалло, Пуччини, Масканьи, Джордано и др.), но певец должен уметь применять эту манеру без вреда для голоса. Во всех случаях подача звука должна быть мягкой, без всякого силового нажима. Конечно, не следует смешивать эту мягкость с вялостью звучания, вследствие нездоровья или недостаточности певческого тонуса. Нельзя также путать манеру начала звука на стаккато с жесткой атакой - это различные приемы. Очень важно точное начало и выпевание заданной ноты - чистота интонирования. Многие певцы, не только любители и обучающиеся, но и опытные профессионалы, грешат «нечистым», неточным тоном. Приводим три основных случая неточного интонирования:

  • 1) Точно взятая нота «сползает» вверх или вниз, чаще вниз.
  • 2) Нота сразу берется нечисто.
  • 3) Певец не попадает сразу в нужную ноту, а перед ней слегка затрагивает другие как бы в виде форшлага или быстрого «подъезда».

Бороться с «грязным», неточным звучанием надо с самого начала занятий. Неточное интонирование чаще отмечается на верхних нотах, поэтому надо добиваться точного звучания сначала на середине голоса, постепенно расширяя исправляемый диапазон. Часто неточное звучание есть результат форсировки, и сразу прекращается при снятии последней. Иногда неточное звучание бывает результатом вялого звукообразования. Во всех случаях необходимо установить причину и после этого подбирать средства исправления.

Однако всегда надо приучать себя к четкому началу звучания в самой гортани и вырабатывать острый самоконтроль. В поддержании стабильной точности тона играет большую роль также правильное формирование звука и подстройка голосового аппарата.

<