1.2.3 Типы дыхания

По способу расширения грудной полости дыхание подразделяется на несколько типов: реберное, брюшное и смешанное.

Рис.4 Типы дыхания в пении

Реберное дыхание бывает трех разновидностей: ключичное, верхнереберное и нижнереберное. Две первые разновидности – ключичное и верхнереберное – относятся к нерациональным способам дыхания. При ключичном и при верхнереберном расширении грудной клетки количество воздуха, необходимого для поддержания оптимального подскладочного давления, ограничено. Более рациональной является третья разновидность – нижнереберное дыхание, при котором количество вдыхаемого воздуха оказывается на порядок больше. Доставка воздуха при таком типе дыхания становится хотя и удовлетворительной для пения, но недостаточной, так как дыхательные движения все же довольно ограничены из-за ригидности реберных стенок.

При дыхании развиваемая мышечная сила, регулирующая фонационный выдох, намного меньше, а объем вдыхаемого воздуха такой же, как и при нижнереберном дыхании. Однако дыхательные движения становятся более пластичными.

Более рациональным является сочетание брюшного и нижнереберного типов дыхания, так называемое «костоабдоминальное» (реберно-брюшное) дыхание, которое еще неправильно называют диафрагмальным. При нем, кроме экономии мышечной силы, достигается не только достаточно большой объем воздуха, но и наибольшая пластичность дыхательных движений.

Уже давно принято считать реберно-брюшное дыхание наиболее рациональным для фонации, особенно в ее специфических проявлениях: пении и сценической речи. Такой тип дыхания гибко приспосабливается к условиям фонации и может меняться в любой момент, соответствуя требуемой высоте и силе тона, вокалу различных жанровых направлений и намерению певца в достижении определенной эмоциональной выразительности в исполнении. У физиологов не существует строгого деления типов дыхания.

В вокальной практике существует бесчисленное множество индивидуальных видов дыхания внутри выше обозначенных типов, переходящих друг в друга. Описанные «классические» типы дыхания представляют собой скорее опорные точки для классификации.

Таким образом, в науке уже утвердилось мнение о том, что невозможно говорить о каком-то точно определенном типе певческого дыхания. Все больше исследователей склоняется к тому, что следует признать существование индивидуальных разновидностей певческого дыхания с точки зрения наиболее экономичного расходования мышечной силы на основе реберно-грудного типа дыхания, обеспечивающего оптимальный объем вдыхаемого воздуха.

В пении вся дыхательная активность, независимо от перечисленных видов дыхания, направлена исключительно на создание и поддержание необходимого подсвязачного (подглоттисного) давления, обеспечивающего силу и высоту тона, вокальную технологию и тембр, а также выразительность исполнения в зависимости от намерения певца. Все эти факторы влияют на тонус гортанного (ларингеального) сфинктера, который в свою очередь и регулирует подсвязочное давление.

Некоторые певцы, желая получить более качественное звучание своего голоса, прибегают к порочной практике использования чрезмерного подсвязочного давления за счет излишней активности брюшных и грудных мышц. В подобных случаях они набирают слишком большое количество воздуха и могут задохнуться. Кроме того, по утверждению специалистов, постоянные глубокие вдохи в процессе пения изменяют эластичность легочной ткани, расширяют альвеолы и ведут к развитию заболевания легких – эмфиземы. При подобных патологических изменениях дыхательного аппарата качественная фонация становится невозможной.

Специально проведенные исследования показали, что относительно небольшое количество воздуха (как при умеренном вдохе) может обеспечить продолжительность фонационного выдоха, составляющую 15-20 секунд. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы исполнить самую длинную музыкальную фразу.

Глубокий вдох осуществляется в основном за счет диафрагмы, что приводит и к высокому подскладочному давлению. Тонус смыкания голосовых складок в таком случае выражен очень сильно, хотя это зависит также и от силы мышц гортани данного певца. В фазе выдоха мышечная активность брюшного пресса распространяется до поясничных и крестцовых нервных корешков с подключением тазовой диафрагмы и мышц промежности.

Подсвязочное давление, необходимое при пении, достигается и поддерживается во время быстрого вдоха. На основании опыта, полученного в процессе обучения, певец набирает приблизительно такое количество воздуха, которое, как ему кажется, будет достаточно для соответствующей силы и продолжительности производимых тонов. Затем голосовая щель замыкается и создается соответствующее плотности ее смыкания давление, которое певцу необходимо поддерживать на протяжении всей длительности музыкальной фразы, т.е. петь на дыхании.

Рис.4 Типы дыхания в пении

А – чисто брюшной (абдоминальный, диафрагматический) тип дыхания, при котором грудная клетка неподвижна, вдох осуществляется только опусканием диафрагмы и живот при этом выпячивается вперед.

Б – грудобрюшной тип (нижнереберно-диафрагматический или костоабдоминальный) с превалированием брюшного дыхания. В дыхание включаются, кроме диафрагмы нижний отдел грудной клетки диафрагма при этом растягивается.

В – грудобрюшной (реберно-диафрагматический или костоабдоминальный) тип дыхания; во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки и диафрагма.

Г – чисто грудной тип дыхания (костальный, реберный), во время вдоха диафрагма почти не принимает участия и живот втягивается.

<