1.2.3 Types of breathing

By way of expanding of the chest breathing is divided into several types: costal, abdominal and mixed

Illustration 4 Types of breathing in singing

Costal breathing can be of three kinds: clavicular, upper costal breathing, and lower coastal one. The first two varieties the clavicular and the upper costal one - belong to the non-rational ways of breathing. During the clavicular and the upper costal extension of the rib cage the amount of air required for maintaining of optimal subglottic pressure is limited. More rational is the third kind, the lower costal breath that takes a lot more air. Delivery of air is even and satisfactory for singing in this type of breathing, but not sufficient, since the respiratory motion is still rather limited due to rigidity of the rib walls.

When breathing develops muscle strength, regulating the phonational exhalation, much less, and the volume of inhaled air is the same as with the lower costal breath. However, the respiratory movements become more plastic.

More rational is the combination of abdominal and lower costal breathing, the so-called "costal-abdominal" breathing, which is often incorrectly called diaphragmatic. Except saving muscle strength, it delivers a considerable amount of air, as well as flexibility of respiratory movements.

It had been proved long ago that the costal-abdominal breathing is the most rational for phonation, especially in its specific manifestations: singing and scenic speaking. This type of breathing flexibly adapts to the conditions of phonation and may be changed at any time, according to the desired pitch and strength of tone, genre variety as well as to the intent of the singer in reaching a certain emotional expression in his performance. The physiologists have no strict division of types of breathing.

Vocal practice has countless types of individual breathing included in these above-defined types that transform into each other. These "classical" types of breathing are nothing but a classification support.

Thus, the science has confirmed the point of view that there is no well-defined type of singing breath. More and more researchers say that there should be individual kinds of singing breath in terms of the most economical use of muscle power, basing on costal-thoracic type, providing the optimal amount of inhaled air.

Singing focuses all the respiratory activity, regardless of types of breath, exclusively on creation and maintenance of the necessary subglottic pressure, providing power and pitch, vocal technique and timbre, as well as expression based on the intention of the singer. All these factors influence the tone of laryngeal (laryngeal) sphincter, which regulates subglottic pressure.

Some singers intending to get a better quality of voice sound resort to using excessive subglottic pressure due to overuse of the abdominal and chest muscles. In such cases, they gain too much air and can easily suffocate. In addition, according to the experts, constant deep inhales while singing affect the elasticity of lung tissue, expanding the alveoli and lead to emphysema. In such pathological changes in the respiratory apparatus the quality phonation becomes impossible.

Special studies have proved that a relatively small amount of air (a moderate inhalation) can provide the duration of phonational expiration of 15-20 seconds. This time is sufficient to fulfil the longest musical phrase.

A deep breath can be obtained mainly due to the diaphragm, which leads to high subglottic pressure. The tone of closing in the vocal folds is very strong, although it also depends on the strength of the singer�s throat muscles. In the phase of exhale the muscle activity of the abdomen extends to the lumbar and sacral nerve roots using the pelvic diaphragm and the muscles of the perineum.

Subglottic pressure required in singing is achieved and maintained during a quick inhale. Basing on the experience gained in the course of training, the singer takes an amount of air, which seems to be enough for the appropriate strength and duration of produced tones. Then the glottis closes and creates the pressure appropriate for the contraction, which the singer must maintain throughout the duration of the musical phrase, i.e. sing with breath support.

Illustration 4. Types of breathing in singing

A - purely abdominal (diaphragmatic) type of breathing, in which the chest is fixed, breath is done with lowering of the diaphragm and with the abdomen bulging forward.

B - phrenic type (lower costal-diaphragmatic or costal-abdominal) that includes mostly the abdominal breathing. Except the diaphragm, the lower part of the chest also takes part, the diaphragm is stretched.

C - phrenic II (costal-diaphragmatic or costal-abdominal) type of breathing, during inspiration the chest wall and the diaphragm are equally involved.

D - purely thoracic type of breathing (costal), during inhalation the diaphragm virtually takes no part and the abdomen is retracted.

<

1.2.3 Типы дыхания

По способу расширения грудной полости дыхание подразделяется на несколько типов: реберное, брюшное и смешанное.

Рис.4 Типы дыхания в пении

Реберное дыхание бывает трех разновидностей: ключичное, верхнереберное и нижнереберное. Две первые разновидности – ключичное и верхнереберное – относятся к нерациональным способам дыхания. При ключичном и при верхнереберном расширении грудной клетки количество воздуха, необходимого для поддержания оптимального подскладочного давления, ограничено. Более рациональной является третья разновидность – нижнереберное дыхание, при котором количество вдыхаемого воздуха оказывается на порядок больше. Доставка воздуха при таком типе дыхания становится хотя и удовлетворительной для пения, но недостаточной, так как дыхательные движения все же довольно ограничены из-за ригидности реберных стенок.

При дыхании развиваемая мышечная сила, регулирующая фонационный выдох, намного меньше, а объем вдыхаемого воздуха такой же, как и при нижнереберном дыхании. Однако дыхательные движения становятся более пластичными.

Более рациональным является сочетание брюшного и нижнереберного типов дыхания, так называемое «костоабдоминальное» (реберно-брюшное) дыхание, которое еще неправильно называют диафрагмальным. При нем, кроме экономии мышечной силы, достигается не только достаточно большой объем воздуха, но и наибольшая пластичность дыхательных движений.

Уже давно принято считать реберно-брюшное дыхание наиболее рациональным для фонации, особенно в ее специфических проявлениях: пении и сценической речи. Такой тип дыхания гибко приспосабливается к условиям фонации и может меняться в любой момент, соответствуя требуемой высоте и силе тона, вокалу различных жанровых направлений и намерению певца в достижении определенной эмоциональной выразительности в исполнении. У физиологов не существует строгого деления типов дыхания.

В вокальной практике существует бесчисленное множество индивидуальных видов дыхания внутри выше обозначенных типов, переходящих друг в друга. Описанные «классические» типы дыхания представляют собой скорее опорные точки для классификации.

Таким образом, в науке уже утвердилось мнение о том, что невозможно говорить о каком-то точно определенном типе певческого дыхания. Все больше исследователей склоняется к тому, что следует признать существование индивидуальных разновидностей певческого дыхания с точки зрения наиболее экономичного расходования мышечной силы на основе реберно-грудного типа дыхания, обеспечивающего оптимальный объем вдыхаемого воздуха.

В пении вся дыхательная активность, независимо от перечисленных видов дыхания, направлена исключительно на создание и поддержание необходимого подсвязачного (подглоттисного) давления, обеспечивающего силу и высоту тона, вокальную технологию и тембр, а также выразительность исполнения в зависимости от намерения певца. Все эти факторы влияют на тонус гортанного (ларингеального) сфинктера, который в свою очередь и регулирует подсвязочное давление.

Некоторые певцы, желая получить более качественное звучание своего голоса, прибегают к порочной практике использования чрезмерного подсвязочного давления за счет излишней активности брюшных и грудных мышц. В подобных случаях они набирают слишком большое количество воздуха и могут задохнуться. Кроме того, по утверждению специалистов, постоянные глубокие вдохи в процессе пения изменяют эластичность легочной ткани, расширяют альвеолы и ведут к развитию заболевания легких – эмфиземы. При подобных патологических изменениях дыхательного аппарата качественная фонация становится невозможной.

Специально проведенные исследования показали, что относительно небольшое количество воздуха (как при умеренном вдохе) может обеспечить продолжительность фонационного выдоха, составляющую 15-20 секунд. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы исполнить самую длинную музыкальную фразу.

Глубокий вдох осуществляется в основном за счет диафрагмы, что приводит и к высокому подскладочному давлению. Тонус смыкания голосовых складок в таком случае выражен очень сильно, хотя это зависит также и от силы мышц гортани данного певца. В фазе выдоха мышечная активность брюшного пресса распространяется до поясничных и крестцовых нервных корешков с подключением тазовой диафрагмы и мышц промежности.

Подсвязочное давление, необходимое при пении, достигается и поддерживается во время быстрого вдоха. На основании опыта, полученного в процессе обучения, певец набирает приблизительно такое количество воздуха, которое, как ему кажется, будет достаточно для соответствующей силы и продолжительности производимых тонов. Затем голосовая щель замыкается и создается соответствующее плотности ее смыкания давление, которое певцу необходимо поддерживать на протяжении всей длительности музыкальной фразы, т.е. петь на дыхании.

Рис.4 Типы дыхания в пении

А – чисто брюшной (абдоминальный, диафрагматический) тип дыхания, при котором грудная клетка неподвижна, вдох осуществляется только опусканием диафрагмы и живот при этом выпячивается вперед.

Б – грудобрюшной тип (нижнереберно-диафрагматический или костоабдоминальный) с превалированием брюшного дыхания. В дыхание включаются, кроме диафрагмы нижний отдел грудной клетки диафрагма при этом растягивается.

В – грудобрюшной (реберно-диафрагматический или костоабдоминальный) тип дыхания; во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки и диафрагма.

Г – чисто грудной тип дыхания (костальный, реберный), во время вдоха диафрагма почти не принимает участия и живот втягивается.

<